
18 Сентября, 2017
2021
Толерантность Пирамиды
Тема толерантности является основополагающей в сегодняшнем мире. На всех политических и межрелигиозных форумах говорится о всевозрастающей роли терпимости в отношениях между людьми. Что же лежит в основе толерантности и гармонии казахстанского общества? Можно ли выразить толерантность через какой-либо символ, к примеру, через фигуру пирамиды, в форме которой в Астане строится Дворец мира и согласия? Ответы на данные вопросы являются важным вкладом в дело изучения казахстанской толерантности и построения более конкурентоспособного общества.
На I Съезде лидеров мировых и традиционных религий, который состоялся по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в сентябре 2003 года в Астане, было заявлено, что религии должны стремиться к большему сотрудничеству, признавая толерантность и взаимовосприятие как существенные инструменты мирного сосуществования всех народов. Также было отмечено, что продвижение таких ценностей, как толерантность, истина, справедливость и любовь, должно быть целью любой религиозной проповеди. Тогда же было принято решение о проведении II Съезда духовных иерархов в Астане через три года во Дворце мира и согласия, который Казахстан обязался возвести к сентябрю 2006 года. Вместе с тем идея диалога религий настолько востребована в современном мире, что ее подхватили во многих странах. Турция и Испания выступили с предложением создать Альянс цивилизаций, а в Москве в преддверии саммита «Большой восьмерки» в июле текущего года провели Всемирный саммит религиозных лидеров. В Москве представители вероисповеданий осудили терроризм и экстремизм в любой форме, а также попытки их религиозного оправдания, и призвали к поиску согласия на политической, национальной и конфессиональной основе. Особо обращаясь ко всем верующим людям, участники саммита призвали их уважать и принимать друг друга, невзирая на религиозные, национальные и иные различия.
То есть на московском саммите, как и три года назад в Астане, было еще раз подтверждено стремление конфессий к толерантности. Так что же такое толерантность? В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, есть такое определение: «Толерантность — это гармония в многообразии». Встречаются и другие определения. К примеру: «Толерантность — то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира». Или: «Толерантность — привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций». Или: «Толерантность — способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения». Все эти определения говорят об одном. Толерантность общества — это утверждение права всех людей быть разными. При этом само общество через свои институты (в том числе и государственные) должно стремиться к обеспечению устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении разнообразия различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. На примере так называемых «космополитических центров» мы видим, что чем выше толерантность людей и способность общества терпимо относиться к многообразным формам самовыражения (если конечно при этом не нарушаются законы), тем выше его глобальная конкурентоспособность. Такие космополитические центры, как Лондон, Гонконг, Сингапур, с точки зрения экономики, стоят на гораздо более высоком уровне развития, чем их ближайшие соседи. При этом основные доходы в этих центрах приходятся не на товарное производство, а на производство услуг. То есть их лидерство базируется не на материальных активах, а на высоких интеллектуальных продуктах. Ведь именно интеллект и творческое воображение развиваются в условиях, когда в обществе культивируются диалог и толерантность. Эти качества дают таким обществам важные преимущества в виде притягивания лучших профессионалов со всего мира, а также взаимообогащения идеями и новациями, что ведет к еще более быстрому развитию общества. На сегодняшний день мы можем констатировать достаточно высокую толерантность казахстанского общества, обеспечивающую экономическое лидерство в регионе. У нас пока не было серьезных конфликтов на этнической или конфессиональной основе, как это имело место в некоторых соседних странах. Нам пока удается сохранять хрупкий баланс понимания и доверия в обществе. В этой связи нам очень важно понять устройство нашей толерантности, механизма межличностного, межэтнического и межконфессионального замирения, лежащего в основе согласия нашего общества. Какие факторы могут дестабилизировать это согласие, а какие, наоборот, являются замиряющими механизмами, которые мы можем использовать для гашения возникающих конфликтных ситуаций. Все эти вопросы требуют пристального изучения, исследований и систематизации. Какие же факторы лежат в основе казахстанской толерантности? По мнению ведущих экспертов, исследующих данную тематику, в ее основе лежат несколько факторов.
Первый фактор — это вера людей в будущее страны. Стратегия развития Казахстана до 2030 года, озвученная в Послании Президента еще в далеком 1997 году, стала мощной жизнеутверждающей силой, давшая веру, понимание и примерный план для динамичного движения нашего общества вперед. Поэтапная реализация планов, озвученных в Стратегии, дает большие возможности для граждан страны в реализации своего потенциала. Вторым фактором является прошлое нашей страны. Тяжелая судьба казахского народа, пережившего и голод, и войны, и нашествия на протяжении ряда веков, стала основой понимания мира как высшего дара, который нужно беречь. А общая историческая судьба, пережитые тяжелые годы лихолетья Второй мировой войны сплавили в тугой узел все народы и народности, проживающие на казахской земле. Опыт взаимопонимания друг друга является богатством, которое наработало все наше общество в процессе своего развития. Ведь не случайно был построен в Центральном Казахстане (в предгорьях Улытау) монумент, символизирующий единство и общность народов, проживающих в нашем государстве.
Третьим фактором является ментальность базового этноса нашей страны. Не секрет, что казахи являются наследниками великой кочевой культуры, на протяжении тысячелетий демонстрировавших свои адаптационные возможности при постоянно меняющихся внешних условиях. Кроме того, Великий шелковый путь, пролегавший через территорию нашей страны, являлся связующим мостом взаимодействия цивилизаций Запада и Востока, взаимно обогащая всех участников этого процесса. Караванные пути, с постоянно циркулирующими идеями, знаниями, вероисповеданиями и товарами, на протяжении тысячелетий влияли на население древнего Казахстана. Это влияние сделало предков казахов терпимыми по отношению к представителям других культур и религий. В раскопках древних городищ Шелкового пути современными археологами обнаружены фрагменты древних культовых сооружений и храмов, зачастую расположенных недалеко друг от друга. Это и зороастрийские храмы, древнехристианские церкви, мусульманские мечети и буддийские пагоды. Все это говорит о достаточно гармоничном взаимном сосуществовании и понимании многообразия культур, языков и религиозных воззрений предками казахов, обеспечивавших в древние времена безопасность караванных путей. Поэтому нынешние казахи, являясь продолжателями древних традиций, изначально толерантны вследствие заложенного многовекового восприятия многообразия мира. А что же лежит в основе гармонии общества? Известный американский социолог Фрэнсис Фукуяма в одной из своих политико-экономических работ «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» прямо указывал на то, что экономический прогресс есть своего рода «награда» обществу за внутреннюю гармонию, отсутствие которой препятствует хозяйственному процветанию. Поэтому ход реформ в любой стране определяется не только экономикой, но и социокультурным контекстом: ментальностью, этнокультурными традициями и доверием народов, проживающих в стране, к проводимому политическому курсу. Ярким подтверждением этого тезиса является деятельность Ассамблеи народа Казахстана. Каким же образом или через какую форму можно выразить гармонию? Имеется много разнообразных и гармоничных фигур. Но одной из самых гармоничных фигур человечеством признавалась пирамида. Гармоничные формы пирамид с древности волновали ученых и исследователей. Даже некоторые современные ученые, такие как А. Голод, основываясь на древних идеях и текущих исследованиях, выдвигают научные гипотезы о том, что форма пирамиды гармонизирует пространство. Ими отмечается, что участки Пространства Вселенной с достаточно плотными материальными объектами подвергаются искривлениям своей структуры под воздействием различных негативных факторов. Пирамида, построенная с соблюдением определенных правил и технологий, в зоне своей деятельности прямо либо опосредованно исправляет структуру Пространства, приближает его к состоянию Гармонии. Динамика смягчения и ликвидации негативных проявлений существенно зависит от размера пирамиды и соблюдения всех геометрических соотношений. Наверное, поэтому практически во всех странах мира в магазинчиках и лавках продаются фигурки пирамид, которые с удовольствием покупают туристы и местные жители в качестве подарков близким с пожеланиями добра и гармонии в доме. Кроме того, пирамида в некоторых учениях и религиях является образом мировой горы. Это отмечено в исследованиях ряда ученых, в том числе и в работах А. Кажгали-улы, посвященных расшифровке орнаментов. В них утверждается, что в мифоэпике разных этносов, в том числе и казахов, гора являлась местом, где зарождались их народы. В частности, Л. Н. Гумилев в своей работе «Хунну, от Западного края на Запад» приводит одну из легенд о зарождении тюрков (предков казахов), в которой говорится, что они вышли из горы. По мнению А. Кажгали-улы, подтверждением мифа зарождения человека внутри горы, является всем известный казахский орнамент Тукум, или кошкар муйиз (бараньи рога), часто воспроизводимый в виде узора на коврах и других предметах.
Казахский орнамент ТУКУМ (кошкар муйиз) или вид сверху на пирамиду (Великую гору – Улы-Тау) с заключенным внутри героем (Ул) Вид сбоку на тот же орнамент ТУКУМ (кошкар муйиз) или Казахский узор Улы-Тау, с заключенным в нем героем Ул. Построенная пирамида в Астане – Дворец мира и согласия Гора (пирамида) также является общим элементом у многих религий. А вершина горы часто использовалась духовными вождями народов как место для связи с богом. У каждого народа есть своя Великая гора. Так, у мусульман святой является гора Арафат; у христиан — гора Фавор (или Тавор); в иудаизме — Храмовая гора; в даосизме — горы Лаошань и Цинчэншань, у алтайцев — гора Уч-Сумер (Белуха или Музтау); у индийцев — мифическая гора, на вершине которой живет Брахма, называется Меру. Такие названия гор, как Улы-Тау, Хан-Тенгри, Олимп, Эверест, Арарат, Синай, Фудзияма, Афон, вызывают гордость не только у верующих разных религий, но и у целых народов. Кроме того, пирамида, являясь гармоничным образом горы, которая у многих народов и религий ассоциируется со своей родиной или святым местом (к примеру, японцы не представляют себя без Фудзиямы, армяне — без Арарата, египтяне — без своих пирамид, итальянцы — без Везувия), действительно становится фигурой, гармонизирующей многообразие взглядов, представлений и мнений относительно своей идентичности. Поэтому не случайно Дворец мира и согласия принял форму пирамиды. Пирамида (как рукотворная гора) — единственно верная форма, которая издревле ассоциировалась у многих народов, в том числе и у кочевников, с зарождением чего-то нового, или возрождением цивилизации. А заседание лидеров мировых и традиционных религий на своем II съезде, которое планируется провести в купольной части пирамиды, должно ознаменовать зарождение новой цивилизационной парадигмы диалога. Также пирамида как нельзя лучше может символизировать толерантность, которая по определению ЮНЕСКО обозначает гармонию в многообразии. Кратко выражая основную идею этой статьи, могу отметить лишь три слова: Пирамида — Гармония — Толерантность. То есть пирамида, являясь образом гармонии, поможет укрепить в нашем обществе толерантность, а вместе с этим и придаст новый импульс дальнейшему успешному развитию Казахстана. Вследствие этого очень важно, чтобы в пирамиде, отождествляемой с толерантностью нашего народа, был бы Центр изучения толерантности, который входил бы в структуру планируемого университета мировых цивилизаций. Только при осуществлении комплексного подхода к изучению проблем толерантности Дворец мира и согласия действительно станет центром притяжения ученых разных стран, которые предложат действенные инструменты и механизмы примирения различных противоборствующих сторон, что сделает возможным достижение мира во многих горячих точках и приведет человечество от культуры войны к культуре мира.
Жардем Курмангазиев
http://kazpravda.softdeco.net/c/1157061814
Данная статья «Толерантность пирамиды» вышла в газете «Казахстанская правда» 1 сентября 2006 года в день торжественного открытия Дворца мира и согласия в Астане.Со дня открытия прошло уже более 9 лет, но актуальность статьи сохраняется
Дата события ассамблеи: 18.09.2017
Похожие новости
-
«Казахстанская толерантность: опыт, достижения, перспективы»
-
В столице обсудили вопросы просвещения и религиозной толерантности
-
В Талдыкоргане обсудили вопросы формирования межэтнической толерантности среди молодежи
-
Такир Балыкбаев: Уважение - символ культуры
-
Ляззат Кусаинова: Все творчество Абая пронизано человеколюбием, толерантностью, добротой
-
Центр Н. Назарбаева и Мусульманский Совет Старейшин ОАЭ договорились активизировать сотрудничество в сфере межрелигиозного диалога
9 Июля, 17:13
В КЫЗЫЛОРДЕ СОСТОЯЛАСЬ XXVII СЕССИЯ ОБЛАСТНОЙ АССАМБЛЕИ
9 Июля, 18:19
Алена вернулась с победой из Японии
6 Июля, 11:48
Заместитель Председателя АНК Марат Азильханов поздравил с Национальным днем домбры
6 Июля, 11:52
Поздравление Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева с Днем столицы
9 Июля, 13:03
Нұртөре Жүсіп провел встречу с представителями АНК, этнокультурных объединений и маслихата
Похожие новости
-
«Казахстанская толерантность: опыт, достижения, перспективы»
-
В столице обсудили вопросы просвещения и религиозной толерантности
-
В Талдыкоргане обсудили вопросы формирования межэтнической толерантности среди молодежи
-
Такир Балыкбаев: Уважение - символ культуры
-
Ляззат Кусаинова: Все творчество Абая пронизано человеколюбием, толерантностью, добротой
-
Центр Н. Назарбаева и Мусульманский Совет Старейшин ОАЭ договорились активизировать сотрудничество в сфере межрелигиозного диалога