Ассамблея народа Казахстана

29 Января, 2021

628

Юсуп Келигов: Медиация как метод разрешения социального напряжения и конфликтов

Десять лет назад, 28 января 2011 года, был подписан Закон РК «О медиации», а затем согласно 28 статье закона, он был введен в действие в августе 2011 года. Многие юристы и политологи сошлись во мнении: принятие этого документа есть событие знаковое, причем, для всей правовой системы Казахстана. Думаю, по прошествии времени, уже можно подвести некоторые итоги действия закона и его эффективности в разрешении конфликтов и снятии социального напряжения.

В то время многие эксперты сходились во мнении, что в Казахстане нет конфликтов на межэтнической почве, однако реалии показывают, что история конфликтов имеет глубинные корни, и работа с этносами показала востребованность знаний в этой области, реализации общественной медиации, разработки превентивных мер. ​​​​​

От чего шли…

Медиация – это решение споров/конфликтов с участием третьей стороны – медиатора. И хотя сам термин «медиация\медиатор» (от лат. «mediare» — посредничать) относительно новый, медиация как способ разрешения конфликтов в Казахстане используется уже не одно столетие. А если точнее – то, приблизительно с середины 17-го века, когда судебные функции, тогда еще в Казахском ханстве, выполнялись в основном биями, советами мудрецов и аксакалами.

Народные судьи - бии - выполняли простую, но крайне важную для всех функцию — посредничество. А цель они преследовали только одну - честное и результативное примирение. Что это, если не медиация, в современном понимании? Можно сказать просто: термина этого тогда не было, но его суть и содержание издревле как традиция медиации передавались из поколения в поколение.

Современное состояние…

Сложившаяся модель медиации в Казахстане представляет собой синтез известных мировых форматов, исторических особенностей и состояние политико-правовой системы государства. Международный опыт весьма разнообразен. Широко используется в мировой практике европейский опыт медиации (Испания, Болгария), интерес представляет и Сингапурская модель.

В результате изучения международного опыта и казахстанских практик были инициированы и приняты соответствующие изменения и дополнения в Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, Уголовный кодексы РК, Кодекс об административных правонарушениях РК. Принятию этих законов предшествовала большая работа коллег-юристов, общественных деятелей из числа Совета Ассамблеи народа Казахстана и представителей Верховного Суда.

Сегодня в республике уже действует свыше 70 общественных центров медиации. В их рядах насчитывается в общей сложности свыше 5 тысяч медиаторов - как профессиональных, так и тех, кто занимается этим по призванию и гражданскому долгу (на общественных началах). В АНК они имеют большой авторитет и называются общественными медиаторами.

Мы пришли к такому выводу, что на стадии досудебного разбирательства путем медиации разрешены более семи тысяч споров, в том числе как профессиональными, так и общественными медиаторами.

Основное количество разрешенных споров составляют социально-бытовые, семейные, имущественные, трудовые и земельные. Важным этапом в развитии медиации стало подписание Меморандума о сотрудничестве между Ассамблеей народа Казахстана и Верховным судом. Сегодня кабинеты медиации имеются во всех Домах дружбы АНК (300). А также во всех регионах развивается профессиональная медиация, есть и международные проекты. Таким образом, созданы общественно-правовые основы для развития института медиации в целом.

Наши граждане уже успели оценить ряд положительных функций медиации: это экономия не только средств (судебные, экспертные и другие расходы), но и времени, нервов участников с обеих сторон. Не менее важно и то, что медиативные процедуры позволили находить такие решения, которые полностью удовлетворяют обе стороны.

Решая проблемы, двигаться дальше…

Казахстан прошел достаточно сложный путь становления гражданского общества. За крайне малый по историческим меркам период, с момента обретения независимости, у нас сформированы устойчивые общественные, политические и судебные институты. Однако приходится констатировать, что такие стремительные темпы, к сожалению, не обходятся без издержек. Например, никуда не исчез бытующий до сих пор правовой нигилизм. И он далеко не безобиден, так как формирует скептическое отношение отдельных граждан к судебной системе, в том числе и к медиации.

Надо к этому добавить, что довольно большая прослойка нашего общества, которую можно охарактеризовать как традиционно консервативную, не до конца осознает отдельные преимущества нового правового института перед классическим судебным.

Полагаю, что эти и некоторые другие моменты не позволяют казахстанской медиации развиваться в должной мере и динамично. Реальность такова, что недостаточно высокая правовая культура приводит к тому, что среднестатистический гражданин привык решать свои проблемы самостоятельно, без участия третьей стороны. Он думает: «зачем кому-то платить за посредничество, когда все можно решить самостоятельно?».

В итоге, за годы применения медиации в РК, был выявлен ряд проблем, требующих решения. Основная из них, на мой взгляд, заключается в низкой осведомлённости граждан о преимуществах медиации.

Немаловажным вопросом остается подготовка посредников-переговорщиков, этому искусству необходимо научить. Это касается и правоохранительных органов, государственных служащих и др. Механизмы медиации являются эффективным инструментом конкретной реализации концепции «слышащего государства» Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, которая внедряется во все сферы жизнедеятельности общества.

Кроме этого, к сожалению, до сих пор не выработана чёткая структура взаимодействия всех центров медиации. Как результат: каждая палата медиаторов работает независимо друг от друга, основываясь лишь на собственной практике. Решение напрашивается такое: необходим республиканский Центр медиации, который бы координировал и объединял работу всех институтов медиации, включая и общественные, действующие в структуре АНК.

Среди проблем эффективного внедрения медиации остается нерешенным вопрос нормативного правового регулирования и закрепления в законодательстве статуса «общественного медиатора». В структуре АНК это достаточно «мощный» пул медиаторов, который уже разрешил немало конфликтных ситуаций, трудовых споров, сохранил семейные пары, разрешил трудовые споры, способствовал укреплению общественного согласия.

Сегодня нам необходимо взращивать новую плеяду Толе Би, Айтеке Би и Казыбек Би, способствовать совершенствованию Закона «О медиации» в части конкретного практического применения.

Следует еще раз подчеркнуть, что Ассамблея народа Казахстана проводит активную работу по пропаганде института медиации с заинтересованными органами, появились первые школы по подготовке этномедиаторов, опыт которых нужно изучать и он важен для полиэтничных обществ.

В числе приоритетных задач, полагаем, необходимо принятие единых стандартов качества и разработку Этического кодекса медиаторов. Необходимо также создание единой базы данных медиаторов страны (с рейтингами медиаторов), что значительно облегчило бы выбор нуждающимся в медиации людям.

Надо признать, что поправки в налоговое законодательство, касающиеся налогообложения профессиональных медиаторов как лиц, занимающихся частной практикой, дало негативный эффект. В качестве решения этой проблемы, следует рассмотреть возможность ослабления налогообложения для медиаторов, ведь их польза очевидна для общества.

Кроме того, возникает необходимость в создании образовательных программ по подготовке профессиональных переговорщиков, создании всех необходимых условий для полноценной их работы.

Резюмируя изложенное, следует особо отметить, что казахстанская медиация — это живой механизм, вносящий значительный вклад в стабильность нашего многонационального и многоконфессионального общества. Так же, как и все живое, институт медиации нуждается в постоянной подпитке и особом внимании как государственных органов, так и всего общества. Убежден, что, уделяя должное внимание данной проблематике, мы существенно продвинемся в вопросе мирного урегулирования споров и конфликтов среди всех слоев населения.

Успешная реализация проекта «казахстанская медиация» возможна, поскольку оказывается поддержка Елбасы Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым и Президентом Касым-Жомарт Кемелевичем Токаевым, которые неоднократно подчеркивали необходимость всестороннего развития данного института. Благо все ресурсы у нас для этого есть…

Юсуп Келигов,

Член Совета АНК,

член Ассоциации чеченцев и ингушей Казахстана,

профессиональный медиатор РК

Возврат к списку