Ассамблея народа Казахстана

26 Мая, 2020

30346

История в школе: Цифровое поколение и период репрессий и голодомора

Преподаватель Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова Негматжон Алметов делится своими подходами к обучающему воспитанию подрастающего поколения на основе материала периода репрессий и голода, умело апеллируя и синкретизирую исторические факты и достижения цифровых технологий.


Чем больше история отделяет нас от трагического периода истории Отечества – периода политических репрессий и голода, в социальную арену приходят поколения, для которых история периода политических репрессий и голода – учебный или познавательный материал, рассказы, виртуальные изображения исторических событий.

Это поколение, знающее тот период по информации, представленной в учебниках, на уроках истории, в средствах массовой коммуникации. Средства цифровизации все более занимает роль главного источника информации в жизни современной молодёжи, активно конкурируя с традиционными источниками формирования исторического сознания.

Н. Алметов убежден, что в условиях цифровизации, выполняя свои три исконные функции в преподавании истории в школе (обучающей, воспитывающей и развивающей), учитель истории призван быть грамотным в сфере медиаобразования и медиавоспитания учащихся, правильно ориентировав школьников к поиску, отбору, критическому восприятию исторического материла, которые формируют их мировоззрения и убеждения.

По мнению собеседника, обучение истории, по сути, должно быть воспитывающим обучением. Каждый исторический факт, событие, явление или процесс, изучаемый на уроках истории в школе влияет на мировоззрение, значит на сознание, а через него на поведение школьника.

В странах Западной Европы, которых наши отцы и деды – советские солдаты освободили от фашистского порабащения, молодёжь проявляет примеры вандализма по отношению памятников, надгробий советским солдатам, можно рассматривать как последствия формирования исторического сознания и убеждений учащихся в школе, средствами медиа в этих странах.

История - удивительна, которую не изменишь, но можно, интерпретириовать, описывать и воспринимать по разному. До школьника она перерабатывается в несколько раз - сначала в высказываниях очевидцев исторических событий, в работах историков разных эпох, в школьных учебниках, а в конце в учебных материалах урока истории в школе. Поэтому в преподавании истории нужно особо обратить внимание на сохранение объективности преподносимых учащимся фактов и событий и их воспитательной значимости, предоставляя детям самим глубоко осмыслить их критически и сделать выводы.


Но все же при всяком утверждении активной субъектной позиции школьника в обучении, нужно особо обратить внимание на роль учителя – главного участника педагогического процесса, ориентирующего и направляющего историческое познание учащихся.

Изучение истории периода политических репрессий и голода в школе требует особого методического подхода учителя. Сам любой учебный материал, касающийся этого периода Отечественной истории вызывает сильные эмоциональные переживания и чувства у учащихся, и ни один школьник не может остаться равнодушным к описываемым историческим фактам и событиям. Учителю даже с небольшим педагогическим опытом, не явлющимся отличным знатоком истории, можно простыми методическими приемами и средствами максимально добиться целей урока. Потому что, материал отличается огромным воспитывающим потенциалом.


Учебники Отечественной истории – важнейшие средства формирования исторического сознания подрастающего поколения. Важно обратить внимание на отечественные учебники истории. Учебники истории Казахстана постоянно совершенствуются, переиздаются, наполняясь новыми историческими фактами и событиями, ориентируясь на новые парадигмы образования и методологию преподавания истории.

Педагог уверен, что не менее интересны следующие вопросы: Как в этих учебниках методично описывается история периода политических репрессий и голода? Насколько включенные в содержание учебников темы и материалы интересны для учащихся с познавательной точки зрения? Нужно также обратить внимание на то, что с этими учебниками активно конкурируют источники цифровой информации. Историко-познавательные материалы с Интернета часто привлекательные, легко доступные и понятные для читателя. Хотя у них степень научности намного ниже чем у материалов из цифровых средств, они представлены в научно-популярной форме, наглядно, быстро воспринимаются школьниками.


В то же время Н. Адметов задается не менее важным вопросом. Но и нельзя не заметить другую сторону получаемых школьниками информации из средств цифровизации: иногда вызывает сомнения объективность этих материалов. Стоит подумать о том, как они могут воздействовать на мировоззрение и убеждения учащихся. Такие материалы педагогически не переработаны, их можно сравнивать с космическими лучами, которые беспрепятственно проходят на поверхность планет солнечной системы, кроме Земли. А учебники проходят все формальности проверки на качество. Между тем, при всяком опасении, доля цифровых средств как источника учебной информации для школьников в историческом образовании все больше возрастает.


Также наш собеседник обращает внимание и на следующий немаловажный аспект. Ведь история периода политических репрессий и голода в советских учебниках рассматривалась весьма поверхностно. Она трактовалась по разному, скрывалась на фоне достижений индустриализации и пятилеток, периода коллективизации сельского хозяйства, борьбы с кулачеством. Политические репрессии трактовались как очищение рядов общества от буржуазных и антиобщественных элементов, очистка партийных рядов и тому подобное. В учебниках после политической оттепели 1950-х годов уже говорилось о реабилитированных деятелях (конечно, только о тех, которые были реабилитированы по критериям той эпохи). Имя многих репрессированных государственных деятелей, писателей, поэтов также долго умалчивались по известным нам сейчас соображениям.


Между тем, по словам Н. Алметова, было немало учителей истории, обучающих «сверх учебников», сами репрессированные или депортированные, очевидцы периода политических репрессий и голода. Их уроки и рассказы были, конечно, совсем другими, живыми и интересными для учеников. Об этом периоде мы много узнали и от своих родителей.

«Моя мать, ветеран тыла Великой Отечественной войны была очевидцем голода 1930-х годов: «Тогда мне было 6-7 лет. Голодали, плакали и просили хлеб у матери – «Нан!» , «Нан беріңіз!». Родители пыталась отвлекать нас любыми способами, чтобы мы не просили хлеб. На пыльной улице легли умершие от голода люди. Их загрузили в арбу (телегу) и увезли куда-то. На улице людей с покрасневшим лицом подозревали, что скрывают зерно и обыскивали их дома», - рассказывала она.


По рассказам кандидата педагогических наук, доцента Жумакана Искакова: «В 40-е годы мы жили на острове Барса-Келмес, который в Аральском море. Был ребенком и играли с детьми у моря. Вдруг издалека появился корабль, переполненный людьми. Как корабль приблизился к берегу, мы видели измотанных людей. Они наверное были очень голодными, поэтому как высадились, сразу бежали к казанам возле юрты, совали руки в кипящую воду, чтобы брать оттуда вареное мясо. Потом я узнал, что эти люди насильственно переселены из далеких краев. Нам самим было очень трудно, но наши родители поделились с ними всем, что у нас есть».

По информации Н. Алметова, учебный материал об истории периода репрессий и голода включает в себя:

- исторические факты о народах, событиях и людях того периода, это данные и архивные сведения, за которыми скрывается трагическая судьба реальных людей, семей, целых народов;

- отображение данного исторического периода в жизни отдельных людей, в их судьбе, таких данных немало, и каждый невольно вызывает слёзы;

- анализ и систематизация исторических фактов и событий периода политических репрессий и голода, современная оценка социально-исторических и политических процессов трагической истории;

- методический подход к интерпретации исторических фактов и событий периода политических репрессий и голода авторов учебника истории.

Также изучение истории периода репрессий и голода на уроке истории в школе предполагает:

- интерпретацию учебного материала по истории периода политических репрессий и голода учителем (здесь важное значение имеет мировоззрение учителя, его умение работать с историческим материалом, навыки методической переработки информации);

- учебно-познавательную деятельность школьников по усвоению учебно-исторического материала по учебникам, решение системы познавательных задач по анализу исторических фактов, событий по истории периода политических репрессий и голода. Школьников необходимо учить навыкам работы с медиатекстами, методам критического мышления, что способствует выработке способностей поиска нужной информации, их обработки и правильного восприятия, объективной оценки исторической информации из разных источников ( из Интернета, СМИ и др.).

- включение учащихся в разнообразные виды и формы продуктивной индивидуальной и коллективной познавательной деятельности историко-краеведческого характера (индивидуальные и групповые ученические научные проекты о событиях и людях периода политических репрессий и голода, кружковая работа, историческое краеведение, публикации, выступления);

- общественная и волонтёрская работа учащихся по раскрытию «белых пятен» в истории периода политических репрессий и голода своей Малой родины.

Н. Алметов убежден, что процесс изучения истории периода политических репрессий и голода не может ограничиваться реализацией целей учебных программ предмета «История Казахстана». Учебные занятия должны быть уроками истории как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле – когда школьники познают этот трагический период истории нашего народа, приобретая программные исторические знания, научившись работать с историческим материалом, вырабатывая навыки самостоятельного усвоения исторических знаний.

В широком смысле – это уроки истории для формирующейся личности, будущего гражданина страны. Говорят «Не забывайте уроки истории». Эти слова адресованы всему человечеству, странам, народам, но и отдельным людям.

По мнению Н. Алметова, деструктивные силы в некоторых странах мира так и не удосужились извлечь уроки истории от двух мировых войн прошлого века. Наблюдаются противоречивые толкования истории периода политических репрессий и голода - общей истории постсоветских государств, вплоть до попытки поиска причин трагедий репрессий и голода из других народов или стран.


Собеседник уверен, что наши дети должны научиться извлечь уроки из истории, анализировать и объективно оценивать исторические факты и события, сделать верные выводы, что способствует формированию исторического сознания, мировоззрения и убеждений. Такое сознание – основа основ патриотического поведения и гражданской позиции человека. В этом заключается ответственная миссия преподавания истории в школе как урока жизни.

Возврат к списку