ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Насколько сегодня важно получить достойное образование, наверное, ни у кого не вызывает сомнения, будь то школьное или вузовское и даже послевузовское.

Главным, в первую очередь является то, какие ценностные ориентиры на жизнь получил человек, имея то или иное образование. В сфере образовательных реформ, сегодня актуальна объективная оценка духовно-нравственных проблем современной молодежи.

Под лозунгом «деидеологизации» в школе была отвергнута система ценностей, характерная в эпоху социализма, и в тоже время не было разработано новой привлекательной системы ценностей для средней и высшей школы.
Новые воспитательные компоненты до сих пор не вплетены в образовательную систему. Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» прямо ставит вопросы о нашей исторической, культурной и национальной идентичности, о ценностях и культурных кодах, разделяемых всеми членами общества.
Вопросы формирования новых смыслов и образов будущего, которое мы созидаем, важны для всего социума. В образовательных реформах не учтено, что наше общество, стремясь построить рыночную экономику, на деле построило рыночное общество.
Распространило рыночные отношения в те сферы, где они не должны быть, в частности, в сферу государственных институтов, образования, культуры, которые по своей природе и сути призваны выражать интересы общества, народа, а не выгоды бизнеса, предпринимателя.
Здесь в первую очередь хотелось бы отметить то, что профессия учитель, которая во всех развитых странах является одной из самых престижных, на деле у нас оказывается в разряде не популярных. Сегодня будущие учителя должны иметь не только диплом об окончании вуза, но и пройти тест на определение склонности к работе с детьми.
Надо отметить, что это давно уже стало нормой в странах, имеющих высокую результативность школьного образования.
Во-вторых, образование не должно быть делом только уполномоченного министерства, государства или частников, а должно стать и делом всех. Общество должно иметь свои узаконенные права на управление и контроль образовательным процессом. Только тогда у него появится реальная ответственность.
В силу тотальной рыночнизации нашего общества, изменились ценностные представления и ориентиры нашей молодежи. И менялись они не в лучшую сторону. Об этом свидетельствуют серьезные социологические исследования.
К примеру, если в начале 90-х годов, идеалом молодых ребят были рэкетиры, то в двухтысячные годы идеалом были уже банкиры и предприниматели, артисты и космонавты, что касается сегодняшней молодежи, то она уже хочет быть чиновником. Это говорит о том, что в нашем современном обществе должность чиновника становится престижной и высокооплачиваемой, последняя, конечно, не только за счет государственного жалования.
Знания учеников школ зависят не только от учителей, но и от качества учебного материала. К сожалению, оно не всегда соответствует требованиям логики изложения материала и не всегда служит образцом познания. Сегодня необходимость реформы образования и науки Казахстана практически никем не оспариваются, в том числе на официальном уровне.
При реформировании образования, к сожалению, не всегда учитываются действительно хорошие стороны классической образовательной системы. В частности, бывшие в ней цели формирование духовных ценностей.
Очень хочется верить, что образование в Казахстане станет одним из лучших в мире, но для этого нужно критически проанализировать имеющийся опыт по интеграции образования и воспитания. Общепризнано, что высокие показатели в сфере образования, связаны в первую очередь и с высокими успехами в области воспитания, ибо только правильно воспитанный ребенок понимает роль знаний, и старается учиться хорошо.

Дина Джусубалиева,
доктор педагогических наук, профессор КазУМОиМЯ им. Абылай хана

Back to the list